Тема: Страх смерти. Психологическая помощь умирающим

Тема: Страх смерти. Психологическая помощь умирающим

Почтенные председательствующие и дорогие братья! Прошу вас, не думайте, что я дал своему докладу столь зловещее название в приступе озорства. Я знаю, что многие люди ничего не желают слышать о смерти, быть может, есть такие и среди вас, и я ни в коем случае не хотел заманивать их на собрание, где им придется промучиться целый час. Кроме того, я мог бы изменить и вторую часть названия. Мой доклад мог бы называться не"Мы и смерть", а"Мы, евреи, и смерть", поскольку то отношение к смерти, о котором я хочу с вами поговорить, проявляем чаще всего и ярче всего именно мы, евреи. Между тем вы легко вообразите, что привело меня к выбору этой темы. Это череда ужасных войн, свирепствующих в наше время и лишающих нас ориентации в жизни.

Психоанализ, фрейдизм

Я уверен, что, при всей его невероятной интуиции, тема смерти для него оставалась слепым пятном, скрывавшим некоторые очевидные аспекты внутреннего мира человека. Я изложу некоторый материал, иллюстрирующий избегание этой темы Фрейдом в его клинических и теоретических рассуждениях и затем выдвину предположения о причинах этого избегания. В комментариях и дискуссионных разделах фрагментарно сообщается еще о нескольких случаях.

Каждый пациент начинает терапию с ярко выраженными симптомами, такими как паралич, анестезии, боли, тики, нервное истощение, навязчивости, ощущения удушья, потеря вкуса и обоняния, речевая дезорганизация, амнезия и т. Исходя из исследования этих пяти пациентов, Фрейд и Брейер сформулировали этиологию истерии и разработали соответствующую систематическую терапию. Все пятеро в ранние годы жизни пережили серьезные эмоциональные травмы.

Фрейд не соглашался с подобной трактовкой страха, считая, что в этом в соответствии с которыми «первичным» признавался «страх смерти».

Я не исключаю ее полезность для специалистов других сфер деятельности и, сверх того, даже допускаю ее ценность для неспециалистов, но должен предупредить, что во всех перечисленных случаях ее восприятие, усвоение и использование требует особого, специфического склада ума, включающего в себя философский материализм с вытекающим из него атеизмом, разумную долю естественнонаучного цинизма в лучшем смысле этого слова и живую непосредственную детскую любознательность.

Я не знаю, как люди попадают на эту мировоззренческую платформу, но уверен, что лишь с нее стоит садиться в поезд, который называется тифоаналитической концепцией. Вера по причинам возникновения и механизмам функционирования близка к систематизированным монотематическим бредовым вариантам защиты личности от витальной несостоятельности — и поэтому практически никогда не поддается рациональной коррекции. Потребность в любви как безусловной, бескорыстной и беззаветной заботе о ближнем то есть о себе может возникнуть лишь в субъективной схеме реальности голове такого ближнего, который ничем эту заботу не заслужил, не способен за нее заплатить и не способен позаботиться о себе сам.

Настоящая любовь — это отношение человека к объектам и субъектам окружающей реальности, которые качественно удовлетворяют его человека потребности. К сожалению, сегодня это редкость, и все большее количество цивилизованных людей печально едет по жизни в инвалидной коляске неразделенной любви, которую катит слепая на оба глаза вера, потряхивая облупившейся от старости погремушкой надежды. Может быть, это и так, хотя на самом деле мы собираемся исследовать здесь человека и его психику не просто в неразрывной связи с объективным миром, но, по сути, как нечто единое: Жизнь человека и его психика закономерны в той же степени, в которой закономерен и весь доступный нам мир.

Поэтому наша теория по своей природе противоположна и вере, и любой религии, и близким к ним по духу гуманистической психологии и психотерапии.

Однако когда в м году он описывал глубоко укорененные сопротивления аналитическому лечению, то не соотносил явным образом сопротивления при нарциссизме с сопротивлениями в инертных состояниях и при негативных терапевтических реакциях: Тем не менее в его работах просматривается отчетливая связь между нарциссизмом, нарциссическим уходом в себя и инстинктом смерти. В этом контексте предложенная Фрейдом теория слияния и разделения инстинктов жизни и смерти выглядит решающе важной.

Тогда как при нормальном развитии инстинктивные импульсы, переживаемые в объектных отношениях, постепенно распознаются и направляются на соответствующие внешние объекты импульсы агрессии, любви, ненависти, деструктивности и т.

В своих ранних трудах Фрейд делал акцент почти исключительно на Страх смерти интерпретировался, как производное от тревожности, связанной с.

Флисс очень интересовался этим вопросом. Фрейд неоднократно отмечал тот факт, что его творческая активность достигает наивысшего уровня именно в периоды некоторого физического дискомфорта. Впервые его внимание к этому феномену привлек Флисс. Однако дело обстояло не совсем так. Описанное здесь Фрейдом состояние в действительности было характерно для тех периодов, когда он ожидал появления новой информации по своей работе или самоанализу. Видимо, речь шла о бессознательном и самоанализе.

Не исключено, что имелась в виду и психофизическая проблема, которая интересовала как Фрейда, так и Флисса.

СТРАХ СМЕРТИ это:

Словарь практического психолога Страх смерти Что люди могут иметь в виду, говоря, что они боятся смерти? Для одних этот страх может быть связан с различного рода потерями, к-рые сопутствуют смерти, тогда как других пугает возможность потерять контроль над своей жизнью в ходе умирания. Так, страх самой смерти следует отделять от страхов, относящихся к процессу умирания, тж как и страхи, связанные с собственной смертью, от страхов, связанных со смертью значимых других.

Читайте лучшие цитаты из автора Зигмунд Фрейд. Зи гмунд Фрейд — австрийский Дата смерти: . „Депрессия — это замороженный страх.“.

Инкорпорация смерти в жизнь обогащает жизнь, освобождает людей от удушливого гнета банальности, позволяет им жить более осмысленной и подлинной жизнью. Полное осознание смерти может дать толчок к кардинальным личностным изменениям. В то же время смерть — базисный источник тревоги, ею наполнен наш внутренний опыт, и мы защищаемся от нее посредством ряда личностных динамик. Однако, несмотря на эти более чем достаточные основания, психотерапевты редко говорят о смерти.

Единственное исключение составляет сфера, где смерть невозможно игнорировать: Статьи о смерти появляются в психотерапевтической литературе лишь эпизодически, обычно во второ— или третьеразрядных журналах и по форме представляют собой описания случаев. В клинических описаниях встречаются три стратегии обращения с темой смерти. Так обстоит дело, например, в описаниях случаев у Фрейда, чему я приведу короткие свидетельства. Третья стратегия, авторы включают в свое сообщение связанный с темой смерти клинический материал, однако при анализе случая интерпретируют его в рамках другой концепции, отвечающей их идеологической школе.

Например, одной пациентки острая тревога развилась после смерти подруги, вызывавшей у нее определенные эротические желания.

Экзистенциальная психотерапия

Затея представляется совсем уж невыполнимой, если этого пациента зовут Зигмунд Фрейд. С тем, чтобы лучше объяснить, почему я считаю написание такой книги не только необходимым, но и рассматриваю это как мою личную обязанность, мне нужно сперва кратко изложить историю ее появления. Предыстория этой книги Психоанализ учит нас, что жизнь человека не так полна случайностей, как это обычно считается. И все же случай всегда найдет себе место в череде житейских событий.

Кроме меня, на этих лекциях присутствовало еще несколько студентов-медиков. Присутствовавшие студенты-медики должны были удостоверять свои посещения личной подписью лектора.

Мы избегаем мыслей и, тем более, разговоров о смерти. о времени, ни о причинно-следственных связях и, естественно, нет страха смерти, – объясняет . Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными.

В отрывке, бесчисленное множество раз цитированном теоретиками, Фрейд объясняет, почему он не рассматривает страх смерти в качестве первичного источника тревоги. Однако едва ли бессознательное содержит в себе что-либо, могущее наполнить содержанием нашу концепцию уничтожения жизни. Кастрацию можно представить себе по аналогии с отделением фекалий от тела, испытываемым нами повседневно, или с потерей материнской груди при отнятии от груди.

Но ничто, подобное смерти, не может быть пережито, а если и случается, как обморок, то не оставляет после себя заметных следов. Здесь серьезно нарушена логика. Вначале Фрейд утверждает, что, поскольку у нас нет опыта смерти, она не может быть репрезентирована в бессознательном. Но есть ли у нас опыт кастрации?

Деструктивный нарциссизм и инстинкт смерти

Фрейду, понимается как процесс, в ходе коего Я слишком широко расходует запас своего нарциссического либидо, как нечто, подобное кастрационному страху. Для одних этот страх может быть связан с различного рода потерями, к рые сопутствуют смерти, тогда как других пугает возможность потерять контроль над своей жизнью в ходе умирания. Страх обуяет, и растеряешься. Со страху, со страстей поджилки дрожат, ноги подкосились. Вера Пейффер Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего.

цитат из книг Сигизмунда Шломо Фрейда. Зигмунд Фрейд. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. Детям неведом страх смерти **. Быть может .

Теория и методология психоанализ Глава 9. Травма рождения и страх смерти В классическом психоанализе страх кастрации связан как с сексуальными влечениями, так и с нравственными ограничениями. Поэтому ответ на второй вопрос, каков первичный источник возникновения страха, требовал своего прояснения. Собственно говоря, уже в лекциях по введению в психоанализ — высказывалась мысль о том, что первое состояние страха возникло в результате отделения ребенка от матери.

Основатель психоанализа исходил из того, что в ходе филогенетического развития благодаря смене поколений существует устойчивое предрасположение к повторению первого состояния страха. Отдельный человек не может избежать аффекта страха. Стало быть, акт рождения является источником и прообразом аффекта страха. Касаясь этого вопроса, Фрейд привел воспоминания о случае, произошедшем в то время, когда он был молодым врачом. Вместе с другими молодыми врачами он сидел за обеденным столом в ресторане и слушал рассказ ассистента акушерской клиники об истории, произошедшей на экзамене акушерок.

Одну из кандидаток спросили, почему при родах в отходящей жидкости обнаруживаются подчас экскременты. Не задумываясь, она ответила, что это происходит вследствие испытываемого ребенком страха. Ее осмеяли, и, кажется, она не сдала экзамен.

Часть 3. Теория и практика клинического психоанализа

К оглавлению Глава 6. Эта тема впоследствии изучалась институтом его имени. Прежде всего, в связи с развитием реаниматологии. Особую актуальность приобрела эта тема с года после первой пересадки сердца, так как большинство доноров для трансплантации органов — это пациенты с погибшим мозгом. Трансплантология оказалась в центре внимания танатологических, этико—правовых, социальных и философских вопросов, которые не имели однозначного ответа и в разных странах трактовались по разному.

следствием это желание имеет страх смерти (нежелание умереть). Равно и Общий объясняющий элемент в построениях Фрейда и.

Подобные мысли изводили ее с раннего детства. Дженнифер ясно помнит первый случай, ей было тогда пять лет. Она прибежала в спальню родителей, дрожа от ужаса, который вызвала в ней мысль о смерти. Дженнифер до сих пор помнит то, что сказала ей мать: Когда ты станешь старенькой и смерть будет близ ко, ты или смиришься с ней, или будешь тяжело больна.

Дженнифер всю жизнь успокаивала себя словами мамы и придумала свои способы борьбы с приступами страха. Она напоминает себе о том, что всегда есть выбор, думать о смерти или не думать.

Зигмунд ФРЕЙД.

Инстинктивно- обусловленная Для тревоги и для многих форм страха в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы.

Например, несколько лет назад, узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывали сильный страх заболеть ею.

Впрочем, самим Фрейдом влечение к смерти и страх смерти никогда не связывались, и местоположение этого страха"где-то между"Я".

Самые первые результаты основателя психоанализа Зигмунда Фрейда в психотерапии неврозов, депрессии - расстройств, которые по своему происхождению были скорее психическими, чем физиологическими, вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересованность впервые привела Фрейда в е годы к предположению о том, что тревога , испытываемая многими его пациентами, испытывающими невроз , являлась следствием неадекватной разрядки энергии либидо.

В дальнейшем этот знаменитый психоаналитик заключил, что состояние нарастающего напряжения является результатом не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, возникшее в ситуации стресса или вне такового и не завершившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха. Однако по мере накопления опыта в психотерапии - лечении неврозов и депрессии - Фрейд пришел к пониманию, что подобная интерпретация тревоги и страха является неверной.

Спустя 30 лет этот великий психолог пересмотрел свою теорию и пришел к следующему выводу: Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом.

Вероника Степанова"Страх смерти"


Comments are closed.

Жизнь без страха не просто возможна, а полностью достижима! Узнай как победить страх, кликни тут!