Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Метод обучения путем проб и ошибок Д. Поэтому неудивительно, что ведущей научной теорией этого направления во второй половине в. В своих трудах Скиннер также показал несостоятельность методологии бихевиоризма как полностью объективной науки, так как игнорирование промежуточной переменной, т. Трудности, вставшие не только перед бихевиоризмом, но и перед другими направлениями, привели ученых в последние годы в. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход - решить проблему. Поведение животных было однотипным. Ход опытов и результаты изображались графически в виде кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси ординат - затраченное время в минутах. Этот вывод был противопоставлен мнению о том, что животное понимает смысл задачи и действует разумно. В действительности, утверждал Торндайк, поведение эксперимен тального животного есть результат слепого поиска и случайной удачи. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное в дальнейшем совершало много ошибок.

Бихевиоризм - это что такое? Бихевиоризм в психологии, его представители

Предмет их исследований - сознательный опыт - получил четкое определение. Их методы исследований, основанные на наблюдении, эксперименте и измерении, соответствовали лучшим научным традициям. Поскольку сознание лучше всего постигалось человеком при сознательном опыте, лучшим методом его исследования было самонаблюдение.

Коко прекрасно понимает, что такое прошлое и будущее . заразности концепции бихевиоризма - раз мы страх смерти не может.

Основателем этого направления был американский психолог Джон Уотсон , — По его мнению, до сих пор существовавшая интроспективная психология вообще не могла называться наукой, поскольку в качестве предмета изучения в ней выступала субъективная реальность, не доступная объективному исследованию. Уотсон отвергал интроспективную психологию как в форме структурализма, так и в форме функционализма и считал, что необходимо отказаться от изучения сознания и исследовать поведение индивида человека и животных от рождения до смерти как единственно возможную для психологического изучения объективную реальность.

Под эту схему подпадают как простейшие реакции организма на стимул из внешней среды распыление в воздухе молотого перца вызывает чихание , так и сложные поведенческие структуры таково, например, поведение человека при выборе президента , которые тем не менее могут быть объективно изучены. Целью бихевиоризма является не только собственно исследование, но и предсказание и изменение поведения.

Так, например, исследователь с помощью определенных датчиков может обнаружить, что при решении мыслительной задачи испытуемым совершается определенная мускульная работа. Несмотря на отказ от изучения сознания как такового, бихе-виористы использовали многие психологические термины, вкладывая в них другое содержание. Так, например, эмоция в бихевиоризме рассматривается не как подлежащее интроспективному изучению внутреннее переживание, а как внешне наблюдаемая иногда невооруженным глазом, а иногда и с помощью соответствующих приборов совокупность разнообразных поведенческих реакций включая покраснение лица, вздрагивание, плач и т.

Аналогично как столь же внешне наблюдаемые реакции рассматриваются мышление и речь. Бихевиористы предлагали в изучении поведения идти от простого к сложному. Они различали наследственные, или врожденные, реакции к ним относились безусловные рефлексы, простейшие эмоции и приобретенные реакции привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы и др. Первые открыты для наблюдения невооруженным глазом речь, эмоции, двигательные реакции и т.

Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара врожденных реакций на безусловные стимулы, то есть стимулы, которые с рождения автома- тически вызывают тот или иной ответ. В экспериментах с маленькими детьми Дж.

В этой модели энергия психики возникает как результат потребности любого живого организма реагировать на внешнюю среду, а сознание человека представляет собой лишь сложный комплекс адаптивно — приспособительных реакций. В сущности, вся советская, а следом за ней и российская научная психология представляют собой лишь несколько вариантов бихевиоризма.

В Америке и Европе классическая религиозная и глубинная психология постоянно конкурировали с представлениями бихевиористов. Конкуренция порождала не только противостояние, но и синтез.

БИХЕВИОРИЗМ (от английского behavio[u]r - поведение), направление Так , например, у маленьких детей реакцию страха (замирание, затем громкий плач) Таким образом, в оперантной концепции понятие «подкрепление».

Уотсон отвечает на него в научных понятиях: Таким образом, он вводит очень важное понятие"реакция". Откуда оно взялось, и какой смысл имело? Дело все в том, что естественнонаучная материалистическая традиция, которую вводил бихевиоризм в психологию, требовала причинных объяснений. А что значит причинно объяснить какое-либо действие человека? Уотсона ответ был ясен: Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента.

Тема: Бихевиоризм, его проявления

Торндайк сосредоточился на разработке экспериментальной части нового направления, в то время как Д, Уотсон — на создании методологических, теоретических ос нов бихевиоризма. Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на вне шние и внутренние стимулы.

При этом именно поведение ста новилось предметом психологии, получившей отсюда и новое название — поведение.

Бихевиоризм отрицает понятие сознания (систему ценностей, убеждений и Уотсоном была выработана устойчивая реакция страха у месячного.

Бесплатная встреча в Женском клубе! Бихевиоризм в психологии — это направление, которое утверждает, что такого самостоятельного психологического явления, как сознание, не существует, а приравнивается оно к поведенческим реакциям на тот или иной раздражитель. Если говорить простым языком, то теория заключается в том, что все чувства и мысли человека сводятся к его двигательным рефлексам, которые вырабатываются на протяжении жизни.

Данная теория в свое время в психологии произвела настоящий фурор. Суть понятия Что же такое бихевиоризм? Со времени своего появления теория бихевиоризма изменила на несколько десятков лет образ всей американской психологии, поскольку она радикально преобразовала все предыдущие научные представления об устройстве психики человека. Основатель бихевиоризма, американский ученый Джон Уотсон, рассматривая поведенческие реакции организма на внешние факторы, считал, что определяющим фактором поведения является стимул.

Получается, что в бихевиоризме Джон Уотсон утверждал: Если говорить в широком смысле, то рассматриваемое нами течение психологии появилось как противоположность основного по тем временам конец 19 века метода изучения психики — интроспекции. Последний стали критиковать за недостаток объективных измерений и, как следствие, нелогичность получаемых результатов. Основателем бихевиоризма с философской точки зрения считается Джон Локк, который полагал, что человек появляется на свет как чистый лист и на протяжении жизни формируется его личность под действием внешней среды.

Еще одним основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон, предложивший систему, которая определила поведение не только человека, но и всех животных: Эта идея получила широкое распространение во многом благодаря тому, что вышеуказанные понятия можно измерить. При этом в социальной психологии стали считать, что поступки человека можно не только предугадывать, но контролировать и даже формировать его поведение.

Поведение как предмет психологии в бихевиоризме

То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания.

Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего . Этими реакциями стали любовь, гнев и страх.

Основным из них явилось отсутствие объективных измерений и как следствие разрозненность получаемых данных. Философской основой бихевиоризма становится концепции Джона Локка о рождении человека с чистого листа и непризнании существования мыслящей субстанции Томаса Гоббса. Джон Бродес Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека и других живых существ: Стимул и реакция поддавались измерению, поэтому данный подход не вызвал больших сомнений. Уотсон считал, что при должном подходе можно будет полностью предсказывать поведение, контролировать и формировать посредством изменения окружающей среды людей необходимых профессий.

Механизмом данных влияний являлось обучение посредством классического обуславливания, подробно изученного на животных Павловым. Иван Петрович Павлов , проводя эксперименты на животных, обнаружил, что на основе безусловных рефлексов складывается реактивное поведение. Но посредством воздействий возможно выработать и условные рефлексы, которые будут влиять на характер классического обуславливания и вызывать новые модели поведения. По его мнению остальные реакции наслаиваются на первичные и возникает поток поведения.

Как создаются сложные формы поведения, учитывающие активность самого человека, в его работах раскрыто не было.

Методы влияния на человеческие поступки через призму бихевиоризма

Однако ни структурализм, ни функционализм не смогли создать науку о сознании. Их концепция сознания предполагала использование субъективного метода — метода интроспекции, разочарование в котором повсеместно нарастало. Отказ от взгляда на интроспекцию как на единственный канал приобретения психологического знания все отчетливее звучал во всех областях психологии, вступившей в полосу кризиса.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже XX в., где было модифицировано понятие реакции.

Бихевиоризм — это наука о поведении. Он возник в США г. Психология как наука о поведении — всех внешних проявлениях человека и животных — свободна от этих недостатков. Философская основа бихевиоризма — позитивизм и прагматизм. Практическая задача бихевиоризма — целенаправленное изменение человеческого поведения. Предметом психологии объявилось поведение, поскольку оно доступно объективному изучению.

Развитие поведения происходит путем приобретения новых реакций через образование связей между условными и безусловными стимулами. Ортодоксальный, резко критиковался за явную ограниченность в понимании психологии человека. Дальнейшее его развитие привело к возникновению необихевиоризма и оперантного бихевиоризма Скиннера, а также повлияло на разработку концепций социального научения, методы обучения, психологию рекламы и т.

Поведение как предмет психологии бихевиоризм и необихевиоризм В начале в. Утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Бихевиоризм стали психика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство.

М.Г. Ярошевский. История психологии от античности до середины ХХ века

Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчинённое этим воздействиям. Во второй половине го века бихевиоризм был замещён когнитивной психологией , которая с тех пор доминирует в психологической науке.

Отец-основатель бихевиоризма Джон Уотсон в определении предмета выбросив полностью из своего лексикона понятия «сознание» и « субъективное» когда в своем классическом эксперименте вызывал у ребенка страх.

ГоловинОнтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства. С позиций отечественной психологии, основное содержание онтогенеза составляет деятельность предметная и общение ребенка, прежде всего - деятельность совместная, общение со взрослыми. В ходе интериоризации ребенок"вращивает","присваивает" социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на базе чего формируется его сознание и личность.

Общим для отечественной психологии является и понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, идущих в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества. Оксфордский толковый словарь по психологииОнтогенез - как видно из корней слова, происхождение и, в более широком смысле: Развитие, что обычно предпочтительнее использовать при обсуждении детской психологии. Данные об экспериментальном формировании поведенческих реакций были использованы психологами-бихевиористами.

Марцинковская Т. История детской психологии

Классический бихевиоризм включает в себя также наблюдение за животными. Что примечательно, эта ветвь психоанализа не видит существенных отличий между поведением человека и братьев наших меньших. Его основная идея заключалась в том, что психолог должен изучать поведение, отделяя его от мышления или психической деятельности.

БИХЕВИОРИЗМ, Большая российская энциклопедия - электронная версия. что впоследствии предъявление одного только кролика вызывает реакцию страха. Т. о., в оперантной концепции понятие «подкрепление» удалось.

Очень быстро психология, как наука, впадает в кризис метода. Причин этому было несколько. Эксперименты давали больше результатов, чем существовало теорий, объясняющих их. То есть теории писались под отдельные результаты, что не может считать научным подходом, который подразумевает изначальное возникновение теории и проверку ее экспериментом. Использовались теории Павлова, Сеченова и Бехтерева, однако в психологии они доказали свою несостоятельность и возникла острая необходимость в создании для психологии отдельного научного метода.

Осмысление этих причин приводит к тому, что вначале 20 века в психологии одновременно возникает множество параллельных методологий. Психология становится полипредметной наукой. Именно оно стало центральным предметом внимания этого направления. Бихевиоризм отличается закреплением естественнонаучной парадигмой, которую наследует у основателя психологии Вильгельма Вундта.

Методом нового направления был избран эксперимент и наблюдение. В ней он выдвигает основные задачи направления. Соответственно целью исследования ученый обозначает как изучение возможности предсказания поведения в зависимости от стимула и напротив, по поведению изучить стимул. В основе нового течения был положен принцип реактивности.

/ Бихевиоризм

Его основоположником был Дж. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э.

С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) в замаскированной, правда, форме - старое религиозное понятие"души". . Она показывает, что реакции"любовь","страх","гнев", появляются при.

Уотсона Данные об экспериментальном формировании поведенческих реакций были использованы психологами-бихевиористами. Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, — это воздействия окружающей среды. Он исходил из того, что у человеческих детенышей всего три врожденные формы поведения реакции: Постепенно над этими инстинктивными реакциями надстраиваются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения. Из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют наилучшей адаптации к условиям жизни.

Уотсон экспериментально показал, как на основе безусловного реагирования у ребенка может возникать реакция страха на новый стимул. Несколько повторений громкого звукового сигнала в сочетании с показом крысы привели к тому, что, как только показывали животное, мальчик начинал плакать и стремился скрыться, что свидетельствовало о выработке реакции сильного страха обусловленной реакции.

К тому же реакция страха у Альберта распространилась на множество предметов стимулов, в чем-то сходных с крысой, включая кролика, шубу, вату, белые волосы и бороды. Такой способ объективного экспериментального подхода к исследованию детской психики, без учета возможных негативных последствий, вызвал широкую критику. Позже были разработаны этические нормы поведения психологических исследований и поставлен вопрос о соблюдении психологом профессиональных этических принципов.

Исходя из результатов экспериментов с младенцами, бихевиористы подчеркивали важность особой организации среды стимуляции , чтобы контролировать поведение ребенка, предсказывать возможные реакции, вызывать желательные формы поведения и избегать появления и закрепления неподходящих страхов, капризов, избалованности. Уотсон мечтал о глубокой разработке научного подхода к воспитанию и писал об этом в свойственной ему радикальной манере: Прежде всего, речь идет о жестком режиме дня, о наличии специальной комнаты для ребенка, в которой его можно было бы оградить от воздействия неподходящих стимулов, а также о дозированности в проявлениях нежности и любви по отношению к ребенку дабы избежать позиции снисходительности у взрослого и ощущения вседозволенности у детей.

Уотсон категорически заявлял о приоритетной силе воздействия окружения на формирование определенной, строго заданной модели поведения у всех людей.


Comments are closed.

Жизнь без страха не просто возможна, а полностью достижима! Узнай как победить страх, кликни тут!